Цвета сайта: Размер шрифта: Обычная версия сайта
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 5 

имени Героя Советского Союза Георгия Петровича Ларионова"

Профилактика суицидов, асоциального поведения несовершеннолетних

28 Мая 2020
Здравствуйте, Уважаемые родители!
Я хочу обсудить очень сложный и очень серьезный вопрос. Подростковое самоубийство. Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать. В его биологической сути изначально заложено - выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти.
А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок - вот это уже настораживает. В связи, с чем мы и собрались сегодня в этом зале.
Суицид, что же это такое? Это осознанное лишение се¬бя жизни.
"Суицидальное поведение — понятие более широ¬кое, которое, помимо суицида, включает в себя суицидаль¬ные покушения, попытки и проявления. Покушения это все суицидальные акты, не за¬вершившиеся смертью по причине, не зависящей от суицидника, к проявлениям относят соответствующие мысли, высказывания, намеки.
Выделяют несколько форм суицидального поведения: демонстративное суицидальное поведение, аффективное суицидальное поведение, истинный суицид.
Демонстративное суицидальное поведение — это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, уход от наказания за совершение тяжелого проступка, возмездие за обиду, несправедливость, когда окружающие отомстят обид¬чику.
Аффективное суицидальное поведение — тип поведения, характеризующийся прежде всего действиями, совершаемыми на вы¬соте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и се¬рьезным намерением, хотя и мимолетным.
Истинный суицид — намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собствен¬ной вины, забота о близких, которые не долж-ны чувствовать причастности к совершенному действию.
Почему обратились к этой теме? Обратим внимание, в последние годы в России вследствие самоубийств ежегодно уходят из жизни: 200 детей (10 -14 лет) и 1 800 подростков (15-19 лет) Ежегодно каждый 12-й подросток совершает покушение на самоубийство. В период самоизоляции граждан и дистанционного обучения несовершеннолетних особую тревогу вызывает количество отправлений несовершеннолетних наркотическими средствами и токсическими веществами.
Что же приводит к такой статистике? Обратим на то, во что играют наши дети с самого раннего возраста:
-куклы спящие в гробиках;
- различная символика обозначающая смерть (черепа, скелеты, кровь и т.д.);
- игрушки, стирающие социальные нормы.
-компьютерные игры которые изначально безобидны, стрелялки, войнушки. Мы все играли в это, скажите вы, но в чем же разница? А в том, что данные игры заканчиваются кровопролитием, а это плачевно отражается на слабой нервной системе ребенка. Посмотрите на то, что мы видим в отражении к компьютерным играм – то - во, что мы играем (примиряем образ героя на себя и проецируем в жизнь).
Самое страшное это онлайн группы. Посмотрите на слайд, вроде бы безобидная картинка, на которой изображена романтика, но есть лезвие цепляющие взгляд. Таких групп, к сожалению очень много! Устраняя одну, появляется 2 и более. Что можем сделать мы с Вами? (Выдается алгоритм действий по поиску у ребенка групп суицидально настроенных)
"Самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надеж¬ды".
Среди психологических оснований для истинного принятия решения об уходе из жизни можно выделить следующие пять:
1) Протест (месть) - когда своими суицидальными дейст¬виями молодой человек протестует против сложившихся обстоятельств, против принятого решения и т.п. Иногда подросток своим самоубийством как бы наказывает других, возможно, родителей: "Вы пожалеете, когда я умру";
2) Призыв (привлечение внимания) - для того, чтобы изменить невыносимую личност¬ную ситуацию, подросток как бы призывает помощь извне: "Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи";
3) Избегание неудач - имеется в виду попытка избежать на¬казания или страдания, при этом существует угроза биологическому или личностному существованию человека. Такой тип суицида совершается в том случае, если подросток предполагает ухудшение ситуации: "Даль¬ше будет еще хуже" или невыносимость переживаний: "Мне не вынести этого позора";
4) Самонаказание - суицидальным действием подросток наказывает себя за совершенный ранее поступок или проступок: "Никог¬да не прощу себе...". В данном типе суицида имеет место своеобразное расщепление личности на "судью" и "подсудимого" - в таком случае от "судьи" исходит наказание и уничтожение в себе врага, а от "подсудимо¬го" - "искупление вины".
5) Отказ от себя - человек отказывается от существования, поскольку жизнь потеряла для него интерес и смысл.
В подростковом возрасте наиболее типичны такие мотивы, как протест и призыв к помощи.
Посмотрим каковы же мотивы суицидального поведения подростков: Принято считать, что неразделенная любовь, а нет…. Посмотрим на статистическую таблицу.
В каких же семьях чаще происходит суицид? ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области проведен анализ данных конкретных фактов, который показывает, что подростки проживают во внешне благополучных семьях, сведения в отношении несовершеннолетних из субъектов профилактики в отношении несовершеннолетних и их семей не поступали.
Каковы же они признаки суицидальной настроенности?
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих о своих намерениях. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него всем будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех, ненавижу себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делала, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом являются следующие признаки:
- утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
- пренебрежение собственным видом, неряшливость;
- появление тяги к уединению, резкие перемены настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
- внезапное снижение успеваемости, рассеянность;
- плохое поведение, прогулы занятий;
- склонность к риску;
- проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
- безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
- стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все;
- самообвинения или на оборот – признание зависимости от других;
- шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Если замечены эти признаки, осторожно постарайтесь вывести ребенка на разговор, всерьез поговорить о его переживаниях, обратиться к специалистам.
Один из сильных антисуицидальных факторов, удерживающих молодых в жизни, являются отношения с родителями. Если в семье отношения строятся на доверительной основе, в них проявляется уважение, в таких случаях формируются внутренние защитные механизмы, удерживающие ребенка от суицидального поведения.

Рекомендации родителям для предупреждения суицида, асоциального поведения ребенка.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни.
•    Постоянно разговаривать с ребенком, знать все его проблемы, строить планы на будущее;
•    Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка; не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
•    Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
•    Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
•    Внушать ребенку оптимистический настрой, вселять уверенность, показывать, что он способен добиваться поставленных целей
•    Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
•    Не надо сравнивать ребенка с другим – более успешным;
•    Спрашивать по способностям;
•    Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
•    Вместе проводить время: спорт, отдых на воздухе (получение положительных эмоций)
•    Соблюдение режима дня: питание, сон (7-8 часов), прогулки на воздухе
•    Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
•    (17слайд) Все должны знать телефон доверия созданный как для Вас уважаемые родители, так и для Ваших детей. 8-800-2000-122
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Помните, что если ребенок ежедневно получает сигналы:
- «Я хороший»;
-«Я что–то значу»;
- «Мои усилия замечены»;
-«Я - состоятелен»;
-«Кто-то заботиться обо мне».
Вряд ли он захочет расстаться с жизнью.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ!
Ценить жизнь молодым людям помогает любовь, понимание и сочувствие.
От отчаянного шага молодых людей может удержать возможность поговорить по душам с другим человеком, который выслушает, посочувствует, поймет.

Подготовила: Орлова О.П., социальный педагог  МОУ «СОШ №5»

Возврат к списку